Образ Родины в произведениях С.А.Есенина

    Я знаю мир…
    Люблю мою семью…
    Но отчего-то все-таки с поклоном
    Сажусь на деревянную скамью.
    С. Есенин

    Сергей Есенина – поэт- патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою «малую родину» - село Константиново. Поэт смело заявлял:
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, -
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Образ деревни, родного края – основной в лирике Есенина. Первые стихи поэта были навеяны его детскими и юношескими впечатлениями о деревенской жизни. В них заметно влияние устного народного творчества и классической русской поэзии. Достаточно вспомнить такие стихотворения, как «Под венчиком лесной ромашки», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Подражанье песне» и др.
    Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы. Так, в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом – он видит во всем этом поэзию красоты. Простое описание, практически без метафор, создает, однако, пронзительную эмоциональную картину :
    Вот уже вечер. Роса
    Блестит на крапиве,
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.
    Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк:
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни.
    На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора. Из его груди невольно вырывается крик:
    Гой ты, Русь моя родная,
    Хаты – в ризах образа…
    И в этом крике – вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни.
    В более поздней лирике поэта (после Октябрьской революции 1917 года) отразились все противоречия того сложного времени – эпохи смены общественного строя. Так, в поэме «Сорокоуст» поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации.
    Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед «безмозглым лязгом железа Америки», «ремней и труб глухой схваткой». С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь:
    Видели ли вы,
    Как бежит по степям,
    В туманах озерных кроясь,
    Железной ноздрей храпя,
    На лапах чугунных поезд?
    «Последний поэт деревни» чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню:
    Скоро заморозь известью выбелит
    Тот поселок и эти луга.
    Никуда вам не скрыться от гибели,
    Никуда не уйти от врага.
    Написанные в 1924 году «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая» свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта. В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, «быть певцом и гражданином». В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той «сельщины», где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет:
    Как много изменилось там,
    В их бедном, неприглядном быте.
    Какое множество открытий
    За мною следовало по пятам…
    Время неумолимо. В «Возвращении на родину» есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи – комсомольцев. Есенин с горечью констатирует:
    Конечно, мне и Ленин не икона,
    Я знаю мир…
    Люблю мою семью…
    Но отчего-то все-таки с поклоном
    Сажусь на деревянную скамью.
    Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как «земле обетованной» поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни. Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно - неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.

.

К-во Просмотров: 1614
Найти или скачать Образ Родины в произведениях С.А.Есенина