«Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца»

    Значительное место в творчестве великого русского поэта В. А. Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики - природа в его лирике - предмет возвышенных душевных переживаний. На лоне природы поэту так хорошо размышлять, радоваться и грустить, думать о любви, вспоминать прошлое.
    В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) - что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа - пробуждается и душа героя:
    Легкий, легкий ветерок,
    Что так сладко, тихо веешь?
    Что играешь, что светлеешь,
    Очарованный поток?
    Чем опять душа полна?
    Что опять в ней пробудилось?
    Что с тобой к ней возвратилось,
    Перелетная весна?
    Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье. Стихотворение «Летний вечер» - удивительно светлое, жизнерадостное. Это гимн источнику тепла и света - ясному, доброму солнцу-труженику. Сколько забот у солнца - «будить заснувшие цветы», поить «медвяною росой пчелу-работницу», «былинку вывести на свет»:
    И вишням дай румяный цвет;
    Не позабудь горячий свет
    Рассыпать на зеленый сад,
    И золотистый виноград
    От зноя листьями прикрыть,
    И колос зрелостью налить.
    Все, что видит вокруг себя лирический герой, напоминает ему о том, что источник всех красот природы, ее благолепия, величия, плодородия - солнце, которое, подобно доброму живому существу, заботится обо всем и обо всех, греет, ласкает, дарит тепло и свет. У солнца есть душа, а значит душа во всем, в каждой травинке, цветочке, колосе:
    Итак, совсем не мудрено,
    Что разгорелося оно,
    Что отдыхает на горах
    В полупотухнувших лучах
    И нам, сходя на небосклон,
    В прохладе шепчет: «добрый сон».
    Изображение природы в стихотворении «К Нине» имеет эмоционально-возвышенную, романтическую окрашенность. Природа для поэта - выражение романтической настроенности его души:
    Когда ты - пленишься потока журчаньем,
    Иль блеском последним угасшего дня…
    Иль сладостным пеньем дали соловья,
    Иль веющим с луга душистым зефиром…
    Нежнейшую томность в душе ощутишь,
    Исполнишься тихим, унылым мечтаньем…
    Восхитительные картины природы в восприимчивой душе поэта порождают томность, возрождают мечты и позволяют ощутить присутствие бога и радостную надежду на встречу с любимым:
    Присутствие бога, бессмертья награду,
    И с милым свиданье в безвестной стране
    Яснее постигнешь, с живейшею верой,
    С живейшею верой вздохнешь.
    В элегии «Вечер», частично положенной на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама», прибегая к олицетворению (рощи спят, лик луны встает) и эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило), поэт, подчиняясь минорному настроению, под воздействием пейзажа (заснувшие рощи, грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов), грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету…
    Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
    Ужели никогда не зреть соединенья?
    Ужель иссякнули всех радостей струи?
    О вы, погибши наслажденья!
    В. А. Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.

.

К-во Просмотров: 1507
Найти или скачать «Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца»