XIX век - Русская проза в последние десятилетия XIX века

Свободная тема "XIX век" - сочинение "Русская проза в последние десятилетия XIX века"

Русская проза в последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе в первую очередь отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с общественными противоречиями и идейными спорами. В литературоведении пересмотрены распространенные еще не так давно суждения о кризисе реализма в конце XIX в. Выяснено, что реалистическое искусство слова, не теряя ни силы, ни значения, продолжало поиски новых средств поэтической выразительности, новых способов художественного познания действительности, необходимых для обогащения и обновления уже сложившейся реалистической системы.

По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, в 80-е годы «жизненный процесс до такой степени усложнился и внутреннее его содержание настолько преобразилось …что литература решительно не могла остаться при прежних задачах». Сам писатель в созданных им в 80-е годы произведениях («Современная идиллия», «Мелочи жизни», «За рубежом», сказки, «Пошехонская старина») разоблачал не только господствующую реакцию, но и пассивность, безыдейность общества, перерождение интеллигенции. В последних книгах сатирика усиливается трагическое начало, отражающее стремление писателя повысить действенность литературы, заставить читателя наиболее остро воспринимать все ужасы эпохи «безвременья».

Тем же нравственным максимализмом были проникнуты и последние произведения Л. Н. Толстого, чьи эстетические и этические искания сыграли большую роль в развитии литературы конца XIX в. Более резко и последовательно обличал Толстой праздную, паразитическую жизнь господствующих классов («Смерть Ивана Ильича», «Плоды просвещения», «Воскресение»). Писатель был убежден в необходимости коренного изменения всего современного искусства, которое должно быть предельно близко и понятно массам.

Новый взгляд Толстого на жизнь, отразившийся, в частности, в его народных рассказах, оказался близким Н. С. Лескову, творчество которого в последний период отличалось заметным усилением социально-критического пафоса и одновременно ростом интереса к проблемам нравственного преображения человека. Лесков много внимания уделяет ярким национальным характерам, изображению цельных, талантливых людей — «праведников», обладающих большой силой сопротивления и высокой духовностью, помогающей им выстоять в тех нелегких испытаниях, которые выпадали на их долю.

Существенные перемены происходят и в творчестве писателей-народников, расцвет творчества которых приходился на предыдущий период (70-е годы). В атмосфере реакции литературное народничество (как и народничество в целом) переживало упадок, идейно-художественный уровень произведений заметно снизился. В последние десятилетия XIX в. , однако, были и такие писатели народнической ориентации, которые даже в обстановке кризисных явлений в политике и идеологии сумели правдиво запечатлеть противоречивые условия пореформенного развития (Гл. Успенский, Н. Е. Каронин-Петропавловский). В их творчестве начинает проявляться углубленный интерес к рабочей тематике, что отражало объективные тенденции развития русской демократической литературы, совпадая с творческими поисками Ф. М. Решетникова, а затем Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В 80-е годы в русской литературе проявило себя и новое поколение писателей: В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. П. Чехов, развивавшие реалистические традиции и вносившие в искусство слова нечто новое, связанное со спецификой эпохи. Одной из ведущих тем в их творчестве было изображение деревенской жизни. Продолжая Гл. Успенского, молодые писатели глубоко изучали положение русской. деревни и пришли к твердому выводу: капитализм настолько прочно проник в мужицкую жизнь, что никакие надежды на патриархальные порядки и общинную взаимопомощь никого уже обмануть не могут (деревенские очерки Гарина-Михайловского, повести Чехова «Мужики» и «В овраге»).

Особое внимание молодых писателей-реалистов привлекало исследование заурядного человека с обычной, внешне ничем не занимательной судьбой. В привычной, обыкновенной, будничной жизни раскрывается драматизм существования человека, окруженного и угнетенного бесчисленными «мелочами». Общее социальное неблагополучие раскрывалось через бытовые подробности, «страшное» проявлялось в привычном, шаблонном укладе. Неудовлетворенность такого обычного, «среднего» человека своей жизнью, а вместе с тем жизнью всего общества становится важным симптомом, предвещающим близость нового подъема освободительного движения.

К-во Просмотров: 1056
Найти или скачать XIX век - Русская проза в последние десятилетия XIX века