Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко

    Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Истоки его творчества – в детских годах: в величии природы, в рассказах старой няньки, в народных украинских и русских напевах. Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, «и этой родиной стала русская литература».

    Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу «политически неблагонадежного», что повлекло за собой множество арестов и ссылок в самые глухие районы. Это, бесспорно, отразилось на его творчестве. В рассказах Короленко изображены «пустынные места», но главное – это народ. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное на земле счастье» - вот за что ратовал писатель, вот в чем смысл его творчества. В. Короленко был из тех незаурядных личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло, независимо от того, в какой форме оно выражалось.

    В 1880 году в Вышневолоцкой тюрьме пишется рассказ «Чудная» (самим автором озаглавлен как очерк). В ужасных условиях, тайком создается это произведение. По сути, этот рассказ носит в себе черты документального. В лице героини Морозовой воплощены черты характера Э. Л. Улановской – девушки-революционерки, встреченной Короленко в ссылке.
    В основе повествования лежит творческое проникновение в существо описываемого, умение использовать случайные обстоятельства и детали - типичная для автора манера. Образ Морозовой заставляет вспомнить «Русских женщин» Некрасова.
    Но все же Короленко не возводит «чудную» к совершенному идеалу: он порицает её пренебрежение к простому солдату. В её лице писатель осуждает всю народническую молодежь за отчужденность от народа.
    Короленко – мастер портрета. Он ощущает едва уловимые чувства героини, это выражается через описание ее внешности: «. . бледная совсем, белая во всю дорогу была», «. . глаза загорелись. Румянец еще гуще выступил. Губы тонкие, сердитые». «. . . лицо побледнело, ни кровинки, глаза потемнели, а сама злая-презлая».

    В 1893 году Короленко совершил поездку в Америку, результатом чего стало написание повести «Без языка». Автор ставил своей целью не просто изображение страны, он хотел показать её такой, какой её видят простые люди. В этом вновь проявляется близость Короленко к народу, стремление не оторваться от него.
    Мерой оценки является взгляд простолюдина Матвея Лозинского. Он появляется в чужой стран в самом народном обличии: в бараньей шапке, огромных сапогах. Он наивен, смешон, неловок, даже нелеп в этом новом мире. А, главное, он никому там не нужен. В этом проявляется особенность Короленко, сталкивающего в своих рассказах противоположности.
    В «Без языка» между двумя антагонистическими человеческими цивилизациями – пропасть непонимания. Матвей не знает языка враждебного мира, а мир не понимает языка Лозинского. Герой нем, он не понят и одинок. Матвей ошеломлен своей ненужностью, бесполезностью. В этом недоумении – чувства самого автора, который считает человека главной ценностью в этом мире.

К-во Просмотров: 2367
Найти или скачать Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко